1. Общие положения
Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального учебного плана (далее - ИУП) для обучающихся:
- с особыми образовательными потребностями в части освоения коррекционноразвивающей области и в случае различий учебного плана в рамках основной
образовательной программы (далее - ООП) соответствующего уровня и адаптированной
основной общеобразовательной программы (далее - АООП), рекомендованной ПМПК;
- на дому по медицинским показаниям.
Обучение по ИУП - вид освоения обучающимися основных общеобразовательных
программ
или
адаптированных
основных
общеобразовательных
программ
соответствующего уровня образования под контролем педагогов с последующей
аттестацией.
Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение АООП на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; федеральными государственными
стандартами начального общего образования, основного общего образования,
федеральными государственными стандартами начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта среднего
специального образования; письмом Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 12.02.2021 №
03-205 «О методических рекомендациях по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5- 11 классов по индивидуальному учебному
плану»; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2024 года
ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций»; положением об учебном плане
образовательной организации; Уставом ОУ.
2. Организация обучения.
Главной целью обучения по ИУП является удовлетворение потребностей детей и
создание условий для освоения АООП на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Основной задачей ИУП является:
- обеспечение доступа к психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих
особые образовательные потребности и ограничения по здоровью.
Обучение по ИУП организуется в заявительном порядке. Заявления о переводе
на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года. Ограничений по срокам
принятия заявлений нет.
В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся
предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его
родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной
программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение
отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и
др.).
Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом директора ОУ.
ИУП составляется на один учебный год либо на иной срок в пределах учебного
года, указанный в заявлении обучающегося или его родителей
(законных представителей). Продолжительность обучения по ИУП может быть изменена
образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Возможны следующие варианты организации образовательного процесса по
ИУП:
- обучение на дому для учащихся, имеющих временные или постоянные ограничения
возможностей здоровья по причине травмы (заболевания);
- в общеобразовательном учреждении в классе (инклюзивно) или в отдельном
(специальном) классе (при наличии);
- в подгруппе, при наличии двух и более учащихся одной параллели при условии
освоения ими одной образовательной программы.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, в том
числе, осуществлять самостоятельную подготовку по учебным предметам, выполнять
задания, данные педагогическими работникамив рамках образовательной программы.
3. Требования, предъявляемые к ИУП
ИУП должен соответствовать учебному плану того класса, в котором учится ребенок,
с включением всех обязательных предметов учебного плана, с учетом индивидуальных
психофизических особенностей ребенка, индивидуальных медицинских рекомендаций,
мнения родителей (законных представителей).
ИУП реализует право учащихся на получение образования в объеме, установленном
ФГОС соответствующего уровня с минимальной или максимальной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20.
ИУП разрабатывается и утверждается директором не позднее 1 сентября нового
учебного года. При наличии объективных причин допускается разработка и утверждение
ИУП в иные сроки.
Реализация ИУП на уровне начального / основного / среднего общего образования
сопровождается психолого-педагогической поддержкой.
ИУП для обучающихся с ОВЗ должен включать коррекционно - развивающую область
в соответствии с рекомендациями ПМПК и коллегиальным заключением ППк ОУ.
В ИУП для обучающихся на дому выделяются часы контактного взаимодействия с
учителями/специалистами, часы дистанционного обучения с использованием электронных
образовательных ресурсов (ЭОР).
Внеурочная деятельность дополняет ИУП в соответствии с запросом обучающегося
и/или его родителей (законных представителей),
ИУП реализуется в полном объеме в течение установленного срока и согласно
расписанию, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ.
ИУП, график занятий и объем учебных часов, необходимых для реализации ИУП при
организации обучения инклюзивно или на дому, в обязательном порядке доводится до
сведения родителей (законных представителей) учащихся. Факт ознакомления заверяется
личной подписью родителя (законного представителя).
4. Порядок перевода на индивидуальный учебный план
Перевод обучающих на индивидуальный учебный планосуществляется на основании:
- заявления от родителей (законных представителей) с указанием причины перевода или
по заявлению учащихся, достигшего восемнадцати лет;
- приказа директора школы о переводе на индивидуальный учебный план с указанием
периода, на который предоставляется индивидуальный учебный план.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, получающие
цензовое образование и не освоившие основной образовательной программы начального
общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих
уровнях общего образования.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, получающие нецензовое
образование, переводятся с первого (1- 4 классы) этапа на второй (5-9 классы) по
результатам и со второго на третий (10-12 классы) по результатам освоения предыдущего.
Обучающиеся по индивидуальным учебным планам аттестуются по итогам текущего
контроля. Годовая промежуточная аттестация для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья проводится в соответствии с их психофизиологическим
состоянием и возможностями.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основной
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный
план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой
аттестации по соответствующим основным образовательным программам.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании государственного образца или об обучении - установленного образца с
перечнем предметов в соответствии с индивидуальным учебным планом.
5. Заключительные положения
Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается
приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции
Положения предыдущая редакция утрачивает силу.