Общие положения
Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан
на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения.
В настоящем положении используются следующие основные понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий;
инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и
психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их
последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и
необходимости его социальной защиты;
адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Локальный акт разработан c опорой на положения следующих нормативных правовых
актов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи»,
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с посл. Изменениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2024года ДГ1478/07 «О направлении рекомендаций».
2. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психологопедагогической коррекции в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах по образовательным
1.
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:
1) в образовательной организации (инклюзивно (совместно с детьми без нарушений
развития), на дому);
2) вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования).
Для обучающихся с ОВЗ организуются специальные образовательные условия,
рекомендованные ПМПК.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным
программам:
- начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до
шести лет освоения образовательной программы);
- основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;
- среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чемна один год.
Адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут
быть реализованы в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с использованием электронных образовательных ресурсов.
Обучающиеся с ОВЗ и лица с инвалидностью, получающие цензовое образование, имеют
право проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы) по
отдельным учебным предметам по их желанию.
Лицам с ОВЗ и лицам с инвалидностью, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ
или ГВЭ (9 классы) и ЕГЭ или ГВЭ (11 классы), выдаются документы об образовании
(аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано
совместно с другими обучающимися. Зачисление (перевод) детей в инклюзивные классы
(при их наличии) осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего
рекомендации относительно образовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ в
классе регулируется СП 2.4.3648-20. При комплектовании инклюзивных классов, по
возможности, в одном классе объединяются дети с ОВЗ, имеющих рекомендации ПМПК на
обучение по одной и той же АООП. Зачисление (перевод) ребенка с ОВЗ в инклюзивные
классы оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с программой коррекционной работы, являющейся разделом АООП.
Образовательное учреждение организует деятельность психолого-педагогического
консилиума образовательного учреждения (далее – ППк). Деятельность ППк
регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных
программ для детей с ОВЗ организуются фронтальные и индивидуальные занятия
коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной деятельности.
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Применение дистанционных образовательных технологий может осуществляться при
реализации образовательных программ в соответствии с Порядком организации
дистанционного образования детей в образовательном процессе ОУ при отсутствии
медицинских противопоказаний.
Использование средств электронного обучения и объем заданий регулируются
требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным
машинам и организации работы»).
5. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования
При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях создают условия, обеспечивающие
эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего
законодательства, данного Положения.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляют педагоги,
имеющие психологическое, логопедическое, дефектологическое образование или прошедшие
соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность
учебно - воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной
педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.), педагог-психолог в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии с
индивидуальным учебным планом (ИУП):
- для обучающихся в классе ИУП является продуктом интеграции учебного плана для
соответствующего класса и примерного учебного плана в рамках рекомендованной АООП;
- для обучающихся на дому ИУП разрабатывается в соответствии с рекомендованной
АООП.
Порядок разработки и структура ИУП определяется соответствующим локальным актом
«Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ».
Содержание ИУП согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося
в письменном виде (под роспись).
Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется с использованием программнометодического обеспечения УО.
Расписание занятий обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью составляется с учетом
ограничений по здоровью ребенка и рекомендованного психолого-педагогического
сопровождения. Расписание занятий предусматривает совместную деятельность
обучающихся с ОВЗ сдругими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
Деятельность образовательного учреждения финансируется учредителем в соответствии
с законодательством по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.
6. Заключительные положения
Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается
приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции
Положения предыдущая редакция утрачивает силу.