Положение_об_инклюзивном_образовании_детей

Общие положения
Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан
на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения.
В настоящем положении используются следующие основные понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий;
инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и
психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их
последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и
необходимости его социальной защиты;
адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Локальный акт разработан c опорой на положения следующих нормативных правовых
актов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи»,
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с посл. Изменениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2024года ДГ1478/07 «О направлении рекомендаций».
2. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов
Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психологопедагогической коррекции в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах по образовательным
1.

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:
1) в образовательной организации (инклюзивно (совместно с детьми без нарушений
развития), на дому);
2) вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования).
Для обучающихся с ОВЗ организуются специальные образовательные условия,
рекомендованные ПМПК.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным
программам:
- начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до
шести лет освоения образовательной программы);
- основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;
- среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чемна один год.
Адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут
быть реализованы в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с использованием электронных образовательных ресурсов.
Обучающиеся с ОВЗ и лица с инвалидностью, получающие цензовое образование, имеют
право проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы) по
отдельным учебным предметам по их желанию.
Лицам с ОВЗ и лицам с инвалидностью, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ
или ГВЭ (9 классы) и ЕГЭ или ГВЭ (11 классы), выдаются документы об образовании
(аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме
Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть организовано
совместно с другими обучающимися. Зачисление (перевод) детей в инклюзивные классы
(при их наличии) осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего
рекомендации относительно образовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ в
классе регулируется СП 2.4.3648-20. При комплектовании инклюзивных классов, по
возможности, в одном классе объединяются дети с ОВЗ, имеющих рекомендации ПМПК на
обучение по одной и той же АООП. Зачисление (перевод) ребенка с ОВЗ в инклюзивные
классы оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с программой коррекционной работы, являющейся разделом АООП.
Образовательное учреждение организует деятельность психолого-педагогического
консилиума образовательного учреждения (далее – ППк). Деятельность ППк
регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных
программ для детей с ОВЗ организуются фронтальные и индивидуальные занятия
коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной деятельности.
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Применение дистанционных образовательных технологий может осуществляться при
реализации образовательных программ в соответствии с Порядком организации
дистанционного образования детей в образовательном процессе ОУ при отсутствии
медицинских противопоказаний.
Использование средств электронного обучения и объем заданий регулируются
требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН

2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным
машинам и организации работы»).
5. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования
При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях создают условия, обеспечивающие
эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего
законодательства, данного Положения.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляют педагоги,
имеющие психологическое, логопедическое, дефектологическое образование или прошедшие
соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность
учебно - воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной
педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.), педагог-психолог в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ организуется в соответствии с
индивидуальным учебным планом (ИУП):
- для обучающихся в классе ИУП является продуктом интеграции учебного плана для
соответствующего класса и примерного учебного плана в рамках рекомендованной АООП;
- для обучающихся на дому ИУП разрабатывается в соответствии с рекомендованной
АООП.
Порядок разработки и структура ИУП определяется соответствующим локальным актом
«Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ».
Содержание ИУП согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося
в письменном виде (под роспись).
Образование обучающихся с ОВЗ осуществляется с использованием программнометодического обеспечения УО.
Расписание занятий обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью составляется с учетом
ограничений по здоровью ребенка и рекомендованного психолого-педагогического
сопровождения. Расписание занятий предусматривает совместную деятельность
обучающихся с ОВЗ сдругими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
Деятельность образовательного учреждения финансируется учредителем в соответствии
с законодательством по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.
6. Заключительные положения
Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной
организации.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается
приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции
Положения предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».